Как обучать взрослых
«…образование взрослых – это не только право, это один из ключей, открывающих дверь в XXI век. Такое образование является результатом активной гражданской позиции и условием для всестороннего участия в жизни общества… Обучение взрослых охватывает как формальное, так и непрерывное образование, неформальное обучение и весь спектр неофициального и побочного обучения…»
Гамбургская декларация об обучении взрослых, июль 1997г.
«Возможность обучения, расширения образования в нашу динамичную эпоху стоит в системе ценностей взрослого человека выше материальных ценностей», – я полностью согласна с этим утверждением Сергея Всехсвятского. Именно обучение является стартовой площадкой для личностного роста человека, для дальнейшего развития профессионала и новых изменений в его жизни, в том числе и влекущих новый уровень материального достатка. Все взаимосвязано!
Обучение в сетевом маркетинге характеризуется тем, что взрослые, абсолютно сложившиеся люди, приходя в бизнес, попадают в ситуацию «в первый раз в первый класс». И от того, как пойдет процесс восприятия новой и во многом спорной для них информации, зависит то, насколько сохранится первоначальный эмоциональный интерес новичка, который и позволит ему успеть вникнуть в сферу профессиональных интересов и разобраться, что к чему.
Наверное, мало кто знает, что существует искусство и наука помощи взрослым в обучении – это андрагогика. В последние годы обучение взрослых стало определенной проблемой, вызванной быстрым устареванием ранее приобретенных навыков и/или необходимостью приобретения новых. Другой частью проблемы является частичная потеря способности к обучению, прогрессирующая с возрастом. В наш бизнес приходят люди самого разного возраста, и ни для кого не секрет, что молодежь пока составляет незначительную часть. Это значит, что нам важно учитывать определенные особенности при обучении людей в сетевом маркетинге.
На мой взгляд, существует несколько важных факторов, которые необходимо учитывать при обучении взрослых:
1. Взрослые в большей степени учатся «действием». Всю жизнь они учатся на опыте: наблюдая, действуя, задавая вопросы, разговаривая с другими людьми и решая реальные жизненные задачи. Вот почему на занятиях они усваивают информацию эффективнее при активном вовлечении в учебный процесс, например, во время ролевых игр, разминок, работы в малых группах, групповых дискуссий. А еще лучше процесс усвоения материала идет на практических занятиях в «полевых условиях».
Если вы хотите добиться высокой эффективности от обучения – контролируйте применение теории в реальных действиях по продаже продукции или привлечению и обучению других людей. Метод прост: научили – дайте задание – назначьте встречу через 2 дня. Анализируйте: «Расскажи, что ты делал (и сколько раз), что получилось, что можно сделать лучше в следующий раз.Дайте обратную связь: «Обрати еще внимание на…». Учите планировать: «Как ты считаешь, что ты успеешь сделать до послезавтра?». Контролируйте: «Приходи через 2 дня, расскажешь, что получилось».
Этот подход стимулирует человека: 1) не откладывать «в долгий» ящик» полученные знания, а усилить и закрепить их практическим применением; 2) осознать, что, работая в команде, нужно адекватно отвечать на вложенные наставником или тренером усилия; 3) на себе проверить действенность связки «теория-практика».
2. Взрослые также привносят в учебный процесс свои знания и жизненный опыт. У них всегда есть какое-то относительное знание предмета, которое основывается на их опыте, и они часто стремятся поделиться им.
Поощряйте это. Ибо в данной ситуации происходит большее понимание и, что особенно важно, «принятие» материала. Кроме того, взрослому человеку с «распухшей» от новизны и количества информации головой весьма приятно обнаружить, что кое-что ему знакомо, и он рад поделиться этим открытием с вами и с группой. Предоставляйте такую возможность, так как это помогает остальным участникам с большим доверием относиться к процессу «загрузки-перезагрузки».
3. Также надо учитывать, что взрослые учащиеся склонны к критике. Они обладают тенденцией оценивать новую для них информацию и идеи в свете своего опыта.
Относитесь к этому спокойно. Стимулируйте «расширение» взгляда на получаемую информацию и поиск позитивных моментов сразу же за высказыванием критических замечаний: «…отлично! А теперь давайте посмотрим, что положительного и полезного мы можем увидеть даже на первый взгляд в данной информации…».
4. Взрослые являются прагматиками в отношении учебы и концентрируются на важных для них проблемах. Большей частью их мотивацией является стремление к поиску информации, которая могла бы быть полезной для анализа и решения реальных жизненных вопросов.
Вот почему практическая составляющая в выступлении чрезвычайно важна. Но не стоит забывать и об эмоциональной составляющей, особенно в существующей ситуации эмоциональной обедненности человеческих взаимоотношений. Важно, чтобы и эта часть вашего обучения была полезной и применимой в повседневной жизни, включая семейные и социальные отношения. Таким образов вы сможете сочетать и интерес, и практическую направленность обучающего материала.
5. Вводя в процесс обучения взрослых «специфическую» информацию, присущую только сетевому маркетингу, то есть не применимую к практическому опыту обывателя, во избежание связки «не понимаю – не принимаю», рекомендую начинать с высказывания К. Пруткова: «Некоторые вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы, а потому, что не входят в круг наших понятий».
Зная и учитывая эти особенности, вы вполне сможете повысить эффективность обучения своих команд.
Если вы уже готовы обучать других, рекомендую соблюдать 10 простых правил:
1. Поддерживайте интерес слушателей: будьте дружелюбны и открыты к общению, говорите с энтузиазмом. Улыбайтесь, и вы получите соответствующий отклик!
2. Создавайте благоприятную атмосферу для сотрудничества, инициативы и доверия. Поощряйте слушателей на активное участие, обмен идеями и мнениями, если формат занятия позволяет это сделать.
3. Вовлекайте слушателей в совместную работу, используя вербальные средства (например, адресное приглашение: «Очень хотелось бы услышать ваше мнение…», вопросы: «У кого есть мысли по этому поводу?»), а также невербальные методы (призывающие к высказыванию жесты головой, руками, корпусом).
4. В диалогах повышайте самооценку слушателей и их уверенность в себе. Делайте комплименты, подбадривайте, отмечайте рост человека во время обучения, призывайте в свидетели аудиторию: «Ведь правда же?!», «Вы согласны со мной?», аплодируйте (и увлекайте этим процессом аудиторию) удачным высказываниям, изменениям в поведении или реакции на что-либо и т. д.
5. Для «облегчения» восприятия серьезного материала используйте шутки, метафоры, цитаты, анекдоты. Домашние заготовки приветствуются! Рекомендую также иметь в запасе дополнительный материал, расширяющий границы темы. Возможно, это понадобится вам при ответах на вопросы или необходимости более подробного рассмотрения того или иного аспекта.
6. Тактично сдерживайте слишком словоохотливых и/или критичных слушателей. Тактично привлекайте пассивных слушателей к активной работе.
7. Обсуждение «всплывающих» личных проблем слушателей, не относящихся к теме занятия, деликатно выводите на время перерыва: «…спасибо, Елена! Это действительно важно, предлагаю во время перерыва всем заинтересованным обсудить эту тему более детально. А сейчас мы вернемся к основной теме…».
8. С целью двустороннего отождествления с обучающим материалом приводите примеры из вашего личного опыта и просите слушателей делиться своим опытом из жизни и/или профессиональной деятельности. Подобный подход обеспечивает «принятие» информации на уровне чувств, что позволяет избежать отрицания и выиграть время до фактического осознания темы.
9. Диагностируйте в процессе обучения восприимчивость слушателей к материалу. Старайтесь фиксировать степень понимания материала большинством участников при переходе от темы к теме. Стимулируйте при помощи вопросов обратную связь от группы: «Все, что мы обсудили в первой части нашего занятия, вам понятно? Как это можно применить в нашей работе, ясно?». Если большинству требуется дополнительное разъяснение – поработайте еще, если единицам – просите подойти после занятия. «В целом ясно. Отлично! Возникшие вопросы можно задать в конце занятия, а сейчас переходим ко второй части…». Старайтесь услышать, что хотят сказать посредством обратной связи ваши слушатели и адекватно отреагировать. Но не попадайтесь в ловушку «начинающего тренера» – не дайте завладеть аудиторией словоохотливому участнику обсуждения, пытающемуся «размусоливанием» темы перетянуть на себя внимание аудитории (см. п. 6). В крайнем случае, призывайте на помощь аудиторию: «Друзья! Как мы поступим: продолжим дискуссию с Василием или вернемся к нашей работе?».
10. Будьте гибкими! Отклоняйтесь в случае необходимости от программы занятий, если это отвечает потребностям и интересам большинства слушателей.
Сетевой маркетинг – это большая и красивая игра для взрослых с переменным успехом. Каких переменных будет больше конкретно у вас, зависит исключительно от ваших действий. Это и определит скорость и потенциал роста вашей дистрибьюторской сети. За 14 лет в сетевом бизнесе я смогла убедиться в том, что в любых условиях, в том числе и при отсутствии внешнего обучения, преуспеть возможно! Но с обучением быстрее и легче. В сетевом бизнесе нет обязанности обучать свою структуру, но если вы возьмете на себя обязательство и будете это делать, и делать как можно лучше, ваш личностный, профессиональный и карьерный рост приобретут большую скорость и устремятся к новым перспективам.
Автор: Ирина Ануфриенко
Александр Синамати «Алгоритм действий консультанта сетевой компании»
Несколько слов о том, как появилась идея ее создания рассказывает сам автор. «Я много лет тренирую команды консультантов различных сетевых компаний. И вот, что я заметил: почти у всех новичков, да и многих лидеров среднего звена отсутствует панорамный, целостный взгляд на то, что представляет собой бизнес, которым они занимаются. Во время...
Александр Синамати «Бизнес для умных и ленивых», видеопрезентация (DVD)
В настоящее время в России работают сотни сетевых компаний, а количество людей, занятых в сетевом маркетинге, исчисляется миллионами. Автор презентации «Бизнес для умных и ленивых», Александр Синамати, в течение 15 лет изучает сетевой маркетинг в России, и очень хорошо знает его достоинства и недостатки. В своей видеопрезентации он...
Александр Синамати «Коучинг в сетевом маркетинге» (DVD)
Коучинг – психологический метод, который позволяет за короткий срок максимально раскрыть потенциал человека, повысить его личную и профессиональную эффективность. На основе этого метода, включающего в себя различные приемы и техники, руководитель сетевой структуры может создать целостную систему индивидуальной работы со своими...
Александр Синамати «Приглашение в бизнес. Алгоритм проведения информационной встречи» (DVD)
Для кого: для консультантов, которые хотят повысить квалификацию в области приглашения в бизнес, увеличить количество успешных приглашений, а следовательно, и свой заработок. Вот он сидит перед вами – человек, которого вы хотите пригласить в свою компанию. Он еще ничего не знает о тех возможностях, которые у него появятся после...
Александр Синамати «Профессиональная подготовка сетевиков» (DVD)
Для кого: для руководителей и сотрудников отделов обучения сетевых компаний; для лидеров сетевых компаний, которые проводят обучение своих консультантов. После того, как консультант подписал» нового человека, у него возникает вопрос: что с ним делать дальше? Ответ: учить, развивать и мотивировать. Но как это делать? Хорошо, если...
Александр Синамати «Путь лидера», видеосеминар (DVD)
В сетевом бизнесе существует много различных подходов, правил и закономерностей, о которых написано множество книг. Дистрибьюторам зачастую бывает сложно разобраться во всем многообразии информации, и помочь им в этом — одна из задач семинара. Во время семинара вы узнаете: каким должен быть алгоритм действий профессионального сетевика; об...
Размещено: 27.10.2011