Дети и деньги. Как научить ребенка распоряжаться деньгами?
Откуда берутся деньги, вопрос очень важный и часто родители упускают из вида эту важность. Они говорят постоянно о деньгах, о том, что за них продается, или, что их не хватает, и при этом не говорят, откуда же они берутся? Где взять деньги на все, что хочется? Почему у родителей постоянно нет денег на все желания ребенка? Почему родители других детей покупают им то, что мои мне купить не могут или не хотят? Что такое семейный бюджет и из чего он строится?
Очень много вопросов, которые можно и нужно начинать обсуждать как можно раньше с ребенком, постепенно переходя к более сложным вещам, к таким как «Как же добиться того, чтобы тебе на все хватало»?
Я рассказала своей дочери, что такое семейный бюджет. И почему денег не хватает на все:
- Семейный бюджет – это все деньги, которые мы получили в этом месяце из разных источников дохода, я и папа. Деньги можно заработать, ходя исправно на службу, можно выиграть, можно получать от инвестиций и из прочих мест. Есть очень много способов получения доходов.
Очень важно, чтобы это были честные и законные способы. Так как тех, кто добывает деньги незаконным путем, садят в тюрьму. Мы с папой работаем. И наш доход, это наша общая заработная плата за месяц. Эти деньги мы уже делим на части.
Первая и самая важная - это наши ежедневные расходы, самые необходимые.( И тут включайте ребенка в игру, спросите его, как он думает, что у вас самое необходимое и помогайте сами. Так ребенку легче это усвоить).
В нашей семье это – коммунальные услуги, питание, оплата расходов за школу и за детские кружки, одежда, лекарства.
Вторая часть, например, на необходимые изменения по дому, на ремонт, на интерьер.
Еще часть на литературу, телевидение и Интернет.
Часть на развлечения. Допустим, на посещение кинотеатра, кафе, парка и прочее.
Мы не можем урезать первую часть, т.к. она необходима. Но вот остальные части урезать можем. Допустим, в один месяц не тратим на развлечения, а все потратим на ремонт. Или разобьем часть, которая для развлечений и будем откладывать на отпуск. И так далее.
Мы с мужем никаких планов обучения и стратегий не строим, учим всему на практике. Можно изо дня в день читать лекции на тему денег и трат, но это моментально вылетит из головы. Но то, что ребенок увидит на практике, запомнит надолго. К тому же дети всегда запоминают и повторяют то, что родители делают, а не что они говорят.
Если вы постоянно говорите, как правильно надо делать, при этом сами делаете наоборот, не удивляйтесь, что ребенок будет делать так, как вы делаете, а не как говорите. Моя мама часто допускала такие ошибки. Например, говорила "Нельзя читать за едой газету", и тут же садилась за стол с газетой. Естественно, нам с сестрой тоже хотелось читать за столом во время приема пищи, чтобы все, как у мамы. И таких примеров масса.
Делайте всегда сами так, как учите, и тогда будет положительный результат. Мы стараемся всегда брать дочь с собой в магазин и в процессе покупок уже объяснять, почему мы выбрали этот товар, а не другой. Почему мы не покупаем ей того, что она увидела и захотела.
Сразу оговорюсь, что мы намеренно не покупаем ребенку всего, что она хочет и просит. Считаем что это важный воспитательный момент, дать понять ребенку, что родители не должны быть «Дедом Морозом», исполняющим все его(её) желания.
Ребенок должен научиться сам исполнять свои желания в будущем своим старанием и целеустремленностью. В этом заключается смысл жизни, научиться всего добиваться самому.
Когда мы добиваемся чего-то в жизни сами, это придает нам гордости и уверенности в себе, а это в свою очередь дает удовлетворенность жизнью, счастье. Мы хотим счастья своей дочери, поэтому учим ее стремиться к своим целям самой, добиваться их самой. Мы так и говорим ей прямым текстом – мы даем то, что можем дать, а когда ты вырастешь уже сама будешь работать и покупать себе то, что ты хочешь.
Основы экономии объясняем так же на практике. Например, когда мы ходим в крупный магазин, то в нем есть 3 разных киоска с журналами. Один и тот же детский журнал стоит по-разному в разных газетных киосках. Обращаю на это ее внимание и говорю, как важно сначала присмотреться и сравнить, прежде чем купить что-то. Разница на журнал вышла 20 рублей.
- Смотри, если бы мы не посмотрели вокруг и купили сразу же, то мы переплатили бы 20 рублей. А мы дошли до другого киоска и сэкономили деньги, которых хватит тебе еще на мороженое. Пойдем, купим мороженое. (я делаю это специально, чтобы дочь почувствовала на себе результат экономии. Экономия ощутима физически. Сэкономила, и приобрела больше для себя).
Очень важно научить ребенка рационально распоряжаться теми средствами, которыми он владеет. Мы не можем тратить больше, чем мы зарабатываем. Если мы будем так делать, то окажемся в долгах. А это тяжкое бремя.
Если по какой-то причине вы сами не умеете распоряжаться деньгами, не отчаивайтесь. Начинайте учиться прямо сейчас и учите своего ребенка. Жизнь так быстро меняется, что ежедневное обучение является жизненной необходимостью. На наше счастье сейчас нет недостатка в учителях и учебных пособиях. Магазины завалены литературой, Интернет завален статьями. Читайте, общайтесь с другими людьми, это все на пользу вам и вашему ребенку.
Еще хочется обратить внимание на карманные деньги у ребенка. Часто люди спорят, надо давать или не надо давать детям деньги. Мы даем. Сейчас наша дочь отдыхает у бабушки в деревне, и мы даем ей на неделю 50 рублей. (Из расчета 7 дней и 1 мороженное в деревне стоит 7 рублей). Но при этом у нее есть выбор, купить себе мороженное, или на эту же сумму жвачку? Или истратить сразу и потом быть без денег. Либо сэкономить, через неделю прибавить 50 рублей и купить журнал? Это начала планирования. И я с удовольствием замечаю, что ей удается планировать и к нашему приезду у дочери часто остается какая-то сумма.
Жизнь – это постоянная учеба, которая не заканчивается с окончанием школы. Жизнь меняется ежесекундно. Учитесь сами, учите этому же ребенка. Это благодарное занятие, оно облегчает нашу жизнь, а значит и ребенку нашему пригодится. Ничего не скрывайте, не обманывайте ребенка. Он имеет право знать все, это необходимо для жизни.
Успехов и процветания вам и вашим детям,
Бодо Шефер «Пес на ім'я Мані, або Абетка грошей»
ISBN 978-966-2909-30-2 Год издания : 2008 Страниц: 224 Формат: 145x200 мм Язык издания: украинский Если вы хотите, чтобы Ваши дети, повзрослев, твердо стояли на собственных ногах, тогда эта книга - настоящая находка для Вас. Рассказывая удивительную историю дружбы "финансово образованной" собаки и девочки, Бодо Шефер ненавязчиво обучает многим... |
|
Бодо Шефер «Кіра й таємниця бублика, або Формування характеру за сім кроків»
ISBN 978-966-2909-45-6 Год издания: 2009 Страниц: 226 Формат: 145x200 мм Язык издания: украинский Данная книга является продолжением книги "Пес по имени Money" Это прекрасная книга для подростков и взрослых, для всех кто хочет изменить свою жизнь. Если в первой книге о Кире. в основном, разъяснялись основы денежных отношений, то в новой книге... |
Размещено: 28.12.2010